ГЛАВНАЯ   •  ПРЕССА СТАТИСТИКА •  ФОТО  •  АРХИВ • КОНТАКТЫ

Павел РЕЗВОЙ

Карибское море. От Барбадоса до Кубы<<< ● >>> Карибское море. От Кубы до Ямайки
К  У  Б  А .    ПУЭРТО  ЧИВИРИКО   И   САНТЬЯГО ДЕ КУБА .   Июнь 9 - июнь 18.

Время - GMT, по Гринвичу. В скобках - местное.

▼в начало▼

18 июня 2004

01:18 ( 21:18 17 июня) Доставлены запчасти для английской яхты "Тренелли", но не те, которые им были нужны. Капитан Люк решил махнуть на это дело рукой и уходить на Ямайку под парусами. Стали срочно готовиться к отходу. Я предложил, чтобы нас вытягивал один и тот же буксировщик - мне-то, оказывается, его дают бесплатно, а с них обязательно запросят немыслимые деньги

10:40 (06:40) Тягач должен придти в 7 часов, но пока что вокруг - тишина.
Вчера были в варьетте (красивые попки, танцуют отвратительно).

15:00 (11:00) Появился тягач - грязная посудина, - и мне сказали, что они только вытянут меня из гавани. Я отказался - буду ждать англичан, и пусть буксир тянет нас вместе. Англичане суетятся - оформляют документы, и платят, платят, платят...Везде - сплошное вымагательство.

Castillocampa, Santiago de Cuba

10:40 (06:40) Тягач должен придти в 7 часов, но пока что вокруг - тишина.
Вчера были в варьетте (красивые попки, танцуют отвратительно).

21:23 (17:23) Ветер - сумасшедший, с юго-запада. Бедные англичане уже час пытаются выйти под парусами из порта, но пока безуспешно. Я обвёл их фал вокруг буя, чтобы они могли развернуться в гавани вручную. Буксир им так и не дали - обещали, что может быть дадут через неделю. Вокруг их яхты ходит кубинский катер, беспокоясь только о том, чтобы они не нарушили никаких правил. Взять им меня на буксир в пределах порта начальство не разрешило - я привязался к буйку и наблюдаю за беспомощностью яхты. Дождусь здесь попутного ветра и пойду в море.

На берег возвращаться не буду - эта страна не по мне.

22:51( 18:51) Яхта взяла меня на буксир. Если бы вы только знали, какой героизм мы все вместе проявили, чтобы вырваться оттуда. Я выгребал при жутком встречном ветре, под берегом между сваями, напрягая, казалось, все жилы - лишь бы уйти. Англичане мастерски вышли из порта, сделали массу маневров, чтобы подцепить меня.

А сейчас мы уже в открытом море, яхточка делает по 4-5 узлов -

на юг, на юг, к Ямайке...

"Trenelly"

17 июня 2004

01:00 (21:00 16 июня) Наконец-то появилась синьора Манолита, приезжала с каким-то товарищем из Министерства Иностранных дел, и были с ними русские, которые вели перевод ( до этого Манолиту в качестве переводчика всегда сопровождала Адела Акоста - кубинка, окончившая Одесский Гидрометеорологический Институт). Мне сообщили, что как они ни старались, документы на отход будут готовы в лучшем случае только послезавтра, т.е. в пятницу 18-го июня. Я рассказал им, чем это может обернутьсвя для меня в уже наступивший сезон ураганов, и что если я попаду в циклон и со мной что-то случится - понимают ли они, какой грех на душу они подписываются взять. Всё они понимают, и очень озабочены, но - и от них не всё зависит в этом государстве, где чиновничий аппарат раздут сверх нормы, и никто ни за что не хочет отвечать...

Зато мои  гости ( или хозяева?) привезли мне ящик воды и пива, что было очень мило с их стороны - принял с благодарностью.

Неожиданно появились двое канадских русских - весьма милая мамочка с сыном из Торонто, - и тут же стали меня поить пивом и кормить куринными ножками, что здесь - высшее лакомство. Завтра подъедут и заберут меня с собой - они наняли машину с шофёром, который стоит и ждёт их сколько им угодно. Но, как по мне, так здесь и смотреть-то уже нечего - два памятника старины, а остальное - трущобы.

Жарко, неуютно, немного тревожно...

12:47 ( 08:47) Утро. Я хотя бы знаю, что сегодня никаких сдвигов в плане моего отхода ждать нечего; посмотрим, что будет завтра. Ну а в 11 приедет Лида с сыном и поедем куда-нибудь скромно развлекаться - есть и пить. Вот, собственно, и все дела на сегодня. День обещает быть жарким.

ПРОГНОЗ ПОГОДЫ ПО САНТЬЯГО ДЕ КУБА НА 17 ИЮНЯ 204

По ощущению  90°F (32°C)

80°F (27°C)
По ощущению  85°F (29°C)

16:15 (12:15) Как всегда всё происходит одновременно. Только что говорили с Павлом - отличная новость! - Пришёл капитан порта и принёс подписанные документы на отход. Завтра Павлу будет предоставлен буксировщик для вывода лодки из гавани.

И в это же время пришло письмо от Генерального Консула Украины в Республике Куба - Владислава Богорада, которое  объяснило многое из  того, что казалось нам нерадивостью или даже происками чиновников:
Вниманию госпожи Т. Крачлоу

Уважаемая Татьяна,
Разговаривал с Манолитой. Она объяснила, что согласно их законодательству они должны обеспечить лодке безопасный выход в море в сопровождении буксировщика, который должен иметь разрешение пограничной службы. Также задержка была вызвана тем, что они оформляли документы для Павла Дмитриевича бесплатно (оформление документов стоит 100 дол. США), на что нужны были визы соответствующего руководства.
Манолита сказала, что по данным метеослужбы никакого циклона не предвидется и они сделают все необходимое, чтобы П.Резвой отошёл от  Кубы завтра утром.

С уважением,
Владислав Богорад

16 июня 2004

00:38 (20:38 15 июня) Воды мне купить не удалось – её вообще нет в продаже. Так что завтра наберу в марине - хоть у неё и имеется лёгкий привкус, она всё-равно лучше, чем из опреснителя.
И газет в продаже я не видел, сколько ни спрашивал.

В городе я очень многое отснял на видео – есть совершенно неожиданные моменты. Вот только проблема - стоит достать камеру, как тут же бросаются и окружают тебя попрошайки, и , понимая, что ты – иностранец, просят доллар. В таких случаях я сразу поднимаю руку, ко мне подкатывает мотоцикл, и я сбегаю от облепившей меня толпы. Мотоциклисты здесь – как таксисты, но в основном – для мужчин. Стоит это удовольствие 20 песо ( автобус ходит редко и стоит 50). Мотоциклы с коляской используются и как семейные машины. Под горку, с попутным ветром, такая машина может развить скорость до 60 миль в час - с водителем и пассажиром на сидении, с ребёнком на бензобаке и с 2-3 пассажирами внутри или сверху коляски.

Жду утра. Ночи – неприятные, жаркие и липкие, и в каюту набиваются москиты.
Беспокоит меня завтрашний отход – эти проводы мне на фиг не нужны, из-за них я только потеряю время.
И ещё не знаю, удастся ли мне пройти пролив и причалить к Ямайке.
Ну что ж, готовьтесь - я могу проскочить её и уйти куда-нибудь на Гондурас!

11:20 (07:20) Утро наступило, но никого пока нет - мёртвое царство. Но я всё-равно пакуюсь - в полной боевой готовности, хотя документы ещё не оформлены. До связи! - боюсь, что на сей раз это будет уже не очень скоро.

16:08 (12:08) Залил воду в канистры, купил ром и сигареты, и, собственно, я готов. Но вот из начальства, которое должно подписать бумаги, так никто и не объявлялся. Звонил мне из Гаваны консул, Владислав Богорад - волнуется; говорит, что уже беседовал с Манолитой по этому поводу - он-то знает, что я собирался отойти как можно раньше, пока не наступило пекло. Но - это Куба, чистые чиновники, бумажные люди...
А пока что я сижу в офисе марины и делаю запись в книге отзывов - на русском языке, - как мол меня здесь хорошо принимали. Говорят, что у них есть переводчик, который потом уже это всё переведёт. А мы здесь уже все - просто лучшие друзья. Ну, Фелис - так тот меня действительно опекает с самого начала и он действительно славный парень. А в своих записях я, конечно же, упоминаю имена всех.

20:00 (16:00) Ничего нового. Надоело околачиваться в офисе и я ушёл на лодку. Здесь я - в тени, кабина продувается ветерком, жду... Нашёл простенькую харчевню, где за копейки нормально пообедал с пивом, так что сейчас лежу и отдыхаю. Нет смысла дёргаться - сейчас нет даже начальника марины. Не думаю, чтобы они меня провоцировали - даже и не помышляю выйти без разрешения: меня на первых же милях остановит всё тот же заклёпанный ржавый сторожевик и уже под другим соусом притащит назад. Так что остаётся только сидеть, ждать и улыбаться...

15 июня 2004

12:15 ( 08:15) Ночь прошла хорошо. Жду официальных лиц, начну оформлять отъезд.
Я выяснял у англичан – меня особо не выделяют, и всех иностранцев шмонают точно так же. Видимо, здесь очень много силовых структур, все хотят выделиться, поэтому приезжают разные группы и каждая надеется что-нибудь найти, в основном - пакетики с белым порошком, наверное…
Начальник марины зовёт меня позавтракать вместе, так что скоро ухожу.

21:00 (17:00) Провёл полдня в ожидании и поиске властей, но здесь в марине в офисе таможни так никто и не появился. Сегодня помимо охранников вообще никого нет. А мне нужно подписать бумагу у четырёх человек, включая врача. Охранники сказали, что завтра меня собирается провожать целая делегация во главе с Манолитой. Очень жаль - это значит, что полдня у меня точно пропадёт, они определённо прибудут не рано утром.
Поскольку ждать в марине уже было бесполезно, я опять вышел в город. И опять убедился, что он мне жутко не нравится.

14 июня 2004

15:20 (11:20) Вчера меня опять обыскивали. Прибыла какая-то уже другая группа, с собачкой - перерыли лодку; ну, естественно, ушли ни с чем. Судя по присутствию собачки, искали наркотики.

Весь мусор, который я выбрасываю, собирается и инспектируется. Вчера я порадовал товарищей – выбросил упаковки из-под «Mountain House»*

вместе с вложенными в них маленькими пакетиками, абсорбирующими влагу [desiccant -вы можете встретить их в кофе, в коробках с обувью и т.д.]. Товарищи прибежали, зажав в руке эти пакетики, и просто сияли, словно наконец-то застукали, докопались до чего-то, что им так хотелось найти: «Что это?????» Пришлось ( хоть и не хотелось есть) вскрывать новый пакет, показывать и рассказывать…

*Mountain House" - фирма, выпускающая пакеты с высушенными глубокой заморозкой продуктами - завтраками, обедами , даже сухим мороженым. Для приготовления обеда, например, нужно всего лишь залить пакет кипятком, выждать несколько минут - и лазанья или курица-гриль под соусом тиррияки с пюре - готовы к употреблению.

▲up▲

22:15 (18:15) Мой опекун ушёл, охранники далеко, я включаю музыку - и под её прикрытием могу говорить по телефону.
Живу на лодке - в ресторан не хожу, готовлю здесь себе сам. Поскольку денежка у меня теперь есть, я - при сигаретах, и вообще чувствую себя вполне самодостаточно.

Приходят ко мне в гости британцы с яхты. Яхта - из Ливерпуля: пара с мальчиком и старик моего возраста. Что-то  случилось с мотором, они заказали запчасти из Англии, которые давно уже пришли, но из Гаваны доставить их всё не могут.

Прошёлся сегодня опять по городу. Интересно было наблюдать остатки наших военных баз, сгнившее и заржавевшее оборудование и технику. Опять экскурс в недавнюю историю...

Но больше мне здесь делать нечего - тема иссякла. Завтра с утра буду оформлять отходные документы в таможне, докуплю пресной воды, .....да, и бутылочку рома, уж извините! - и всё. Послезавтра утром - в дорогу.

13 июня 2004

Я ушёл из гостиницы – чувствовал там себя очень неуютно - и перебрался на лодку.
Говорил с утра с британской парой – очень милые люди, но, к сожалению, у них полетел мотор. Однако у меня тут появился друг, который согласился немного оттянуть меня от берега, так что в среду утром рассчитываю отбыть. Британцы дали мне морские карты Ямайки, сейчас Манолита повезёт меня в город сделать ксерокопии.
В городе меня уже узнают – была передача о пресс-конференции по обще-кубинскому телевидению, да и в газетах что-то появилось.
Удивительная страна – стоило мне сегодня попробовать сделать звонок, как тут же кто-то настучал, прибежал офицер и опять опечатал мой телефон…
Ну что ж, а в остальном - всё прекрасно, деньги получил, я бодр и здоров.

12 июня 2004

Опять не было связи до вечера. Наконец последовал короткий звонок: « Не могу говорить долго. У меня всё в порядке. До связи»
02:30 ( 22:30 11 июня)
Сегодня провёл день в городе. Грустное впечатление. Деньги пока не получил – спортсмены остановились в другой гостинице, но они уже связывались с Манолитой. Ну что ж, меня кормят, у меня есть где жить, так что с этим всё в порядке - я действительно весьма благодарен за это гостеприимство. Но выбираться отсюда нужно немедленно…

Поскольку оставаться Павлу на Кубе и организовывать отправку лодки контейнером в Великобританию – дело затяжное ( суда ходят только три раза в месяц и только из Гаваны, куда лодку ещё нужно перевезти), а Павла явно нужно «вынимать» из объятий острова Свободы как можно скорее, мы обсудили три плана возможных дальнейших действий:

Угол дома, Сантьяго де Куба (1885) Художник Winslow Homer
Музей Изобразительных Искусств, Бостон

1. Как изначально и задумывалось – грести на Майями. Правда для этого нужно всё-равно перевозить лодку на северо-запад, в Варадеро: именно отсюда отправляются ( бегут) к берегам Штатов кубинцы на немыслимых плав- и неплав- средствах. Отсюда – ближайшее расстояние до Майями. Но, как показывают погодные карты, – ветер на этом участке всю последующую неделю будет меняться по два раза в день: с юго-восточного на северо-восточный и на восточный, что не даст возможности Павлу быстро проскочить эти (какие-то!) 100 миль прямо на север. А южный подход к Майями очень сложен из-за судоходных путей и огромного количества рифов. Гребцу-одиночке не по силам грести между ними без сна и отдыха, без права на передышку - все 100 миль, противостоя при этом боковому ветру и течению. Подобный риск неоправдан, он переходит в безрассудство. Так решил Павел, и об этом же говорит Стайн Хофф, у которого мы испросили совета по этому маршруту.

«Трудно советовать, как безопаснее добраться до Майями. Вот-вот наступит сезон ураганов, который в этом году обещает быть очень плохим. Хотя переход этот и не должен занять много времени, но в любом случае это – слишком опасное испытание, поскольку Павлу придётся пересекать и мощное течение Гольфстрим, и очень напряжённые судоходные пути».
2. Можно оставить лодку в марине - попозже прилететь туда и заниматься отправкой лодки, или продолжить переход до Майями осенью, когда наступит благоприятный сезон. Но… Здесь возникает слишком много «НО», начиная от хранения и безопасности лодки в течение нескольких месяцев. Да и возвращаться на Кубу во второй раз Павлу явно не захочется.
3. И третий вариант, на котором, похоже, Павел и решил остановиться – Ямайка.
Прогноз погоды на ближайшую неделю даёт окно, чтобы пройти 120 миль до Сан-Антонио или ( чуть западнее) Сан-Мария – два порта на северном побережье. Но в этом маршруте главная проблема – отход от берега: сейчас около Кубинского берега течение несёт на северо-восток.
В марине, недалеко от Марион-Львiв, стоит Британская яхта, и Павел решил поговорить с англичанами, не возьмутся ли они отбуксировать его немного на юг – там течение идёт в противоположном - нужном направлении, на запад. Завтра будем ждать результаты его переговоров.

11 июня 2004

Татьяна: Целое утро мы не могли дозвониться до Павла, и он не звонил, хоть мы и послали ему текстовым сообщением эту просьбу. Только в середине дня, в разговоре с консулом мы узнали, что спутниковый телефон у Павла таки изъяли, но с ним можно связаться по телефону в офисе марины "Марлин", куда вчера поздно вечером притянули его лодку.

Заготовив несколько дежурных фраз по-испански, я позвонила в марину.

Пытаясь связываться с кубинцами на всех уровнях, мы столкнулись с проблемой - никто не говорит по-английски: даже высшие ранги в отделах по международным связям всяческих спортивных комитетов и госучреждений, даже Береговая охрана в Гаване! И поэтому таким замечательным сюрпризом для меня стал утвердительный ответ на обычно безнадёжное "Do you speak English?"- англо-говорящий Фелис без проблем пригласил Павла к телефону. Вот что Павел рассказал:

"Добрались мы поздно вечером, я остался ночевать в лодке. Стоим в очень красивой марине, денег нет*, но меня кормят в ресторане. Вчера беседовал с нашим консулом, Владиславом Николаевичем, о моих дальнейших планах - предоставили мне такую возможность в офисе марины. А так-то связи я лишён. Сегодня в 3.30 - пресс-конференция и встреча с местной ассоциацией гребцов.
Должен сказать, что всё здесь как-то невесело."

* - уже сегодня до Сантьяго доберутся деньги для Павла - доставит их баскетбольная команда Пуэрто Рико... Общество океанских гребцов, а конкретнее -  Кеннет, как видите, всё-таки разрешил эту проблему.

Santiago de Cuba

22:00 (18:00) "Прошла пресс-конференция, сначала меня снимали - вроде бы я подхожу в лодке к берегу, - потом фотографировали репортёры, а затем уже были собственно вопросы и ответы. Вроде бы все остались довольны. Потом приехал председатель здешнего спортивного комитета и отвёз меня в спортивную гостиницу, скорее - спортивное общежитие. Здесь я наконец-то "отдушевался". Ещё в марине я нагло выкрал свой телефон..."

- связь постоянно прерывалась, даже когда Павел ушёл куда-то на стадион. Настроение у него самое паршивое - Куба производит страшное впечатление: "Везде - стукачи. Хочу поскорее выбраться отсюда"

10 июня 2004

Chivirico Cuba - Katty McMurray

02:20 ( 22:20 9-го июня по-местному)  Пуэрто де Чивирико.
О моём приходе здесь знали заранее - [Валерий Жуляев из Госкомспорта Украины связался с Посольством Украины в Гаване, и Консул Владислав Богорад сделал всё, что в его силах, чтобы обеспечить Павлу официальность его статуса и поддержку со стороны местной власти].
Так что когда я поставил лодку к причалу, меня уже ждали, забрали мой паспорт и не велели мне покидать лодку до их возвращения. Да и рыбаки жестами показывали мне, чтобы я не сходил на берег.
А через дорогу - кафе, и, похоже, там пьют пиво...
На пирсе, к которому я пришвартовался - неказистый домик, в нём - народ, поглядывающий на меня украдкой, стесняясь, но с нескрываемым любопытством; и детишки с пальчиками в носах таращатся на меня уже в открытую. Невероятно напомнило мне Африку, хотя, может быть, это - только первое впечатление... А вот когда я увидел, что по дороге проезжают то Жигули, то УАЗики - почувствовал себя совсем как дома.

Chivirico Cuba - Katty McMurray

Только что уехали власти - очень милая синьора Манолита, управляющая отделом международных связей Провинциальной Ассамблеи Сантьяго де Куба, прибыла с переводчиком и группой, я думаю, сотрудников службы госбезопасности. Первым делом у меня был изъят портативный GPS - оказывается, здесь он запрещён для частного пользования. Хотели демонтировать и встроенный, но я наотрез отказался курочить лодку, да и они поняли, что его-то я здесь использовать не буду, во всяком случае с лодки не унесу, и удовлетворились тем, что я его просто заклеил скотчем.
Вторая неожиданность - запрет на использование спутниковых телефонов, но мне пока позволили ещё на пару дней оставить мой "иридиум" ( я за это даже подарил солдатику свой фонарик).  Интересно, как они мыслят моё пребывание здесь без возможности связываться с "Большой Землёй" и координировать мои планы?!
Вдруг появилось ощущение, будто я вернулся во времена своей молодости, в Союз 50-ых...
Но в принципе товарищи были весьма любезны, и мы договорились, что утром синьора Манолита опять приедет в Чивирико и мы обсудим, что нам делать дальше.
Так что сейчас я могу позволить себе выпить рому, и  -  спать-спать-спать! Устал  зверски...

15:26 (11:26) С утра просто ждал приезда синьоры Манолиты и разговорился с местными рыбаками, которые предложили за 100 баксов оттянуть мою лодку в Сантьяго. Но 100 баксов у меня нет, только 20 - с пересылкой денег на Кубу из Лондона возникли проблемы: оказывается, не только из Лондона, но вообще ниоткуда деньги через Western Union сюда послать нельзя! Исключение составляет Пуэрто-Рико - единственная страна, откуда принимают на Кубу переводы.... Так что бедное Общество Океанских Гребцов сейчас пытается решить эту проблему.
Вышел в городок. Поменял свои баксы на песо - один к 27-ми.

Поговорил ещё с рыбаками, и они согласились вместо денег на бартер - отбуксируют за мои рыболовные снасти, вернее - за катушку рыболовного фала. Ну а люминесцирующего кальмарчика я им так подарил - хоть он и очень хорош, но на него так ничего и не клюнуло.

18:53 (14:53) Приезжала синьора Манолита, сказала, что в Сантьяго меня с нетерпением ждут в Ассоциации гребцов. А мы готовимся к буксировке! Смешной раздолбанный катерок - метра 4 в длину. Всё как-то "по рабоче-крестьянски". Думаю, часа через 2 будем в Сантьяго.

22:00 (18:00) Мы - в пути. Мотор - естественно:)! - заглох недалеко от очень неприятного мыса; мне-то - ничего, в случае чего я смог бы и отгрести, а вот для рыбаков это могло вылиться в проблему. Но - ничего, мужички покопались в моторе - и запустили. Так что двигаемся потихоньку.

И всё-таки... до чего же неприветливо смотрится этот берег!